ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ И ЦИТОЛОГИЯ 

ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ И ЦИТОЛОГИЯ 

Согласно Государственным стандартам Высшего образования дисциплина “Гистология, эмбриология и цитология” включена в области “Педагогика” ва “Здравоохранение” и состоит из разделов: цитология, эмбриология, общая и частная гистология. Гистология с цитологией и эмбриологией является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача общей практика. Гистология – наука об общих закономерностях, присущих тканевому уровню организации и конкретных особенностях тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием понимания механизмов их адаптации при воздействии различных биологических, физических, химических и других факторов. Объектом изучения являются живые и фиксированные клетки и ткани, их изображения, полученные в световом и электронных микроскопах.

Прогресс современной гистологии в значительной степени определяется тем, что она основывается на достижениях физики, химии, математики, информатики. Гистология занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии.

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины — формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний о структурной организации процессов жизнедеятельности на клеточном , тканевом и органном уровнях, раскрытие закономерностей их развития и в связи с этим — возможности целенаправленного воздействия на них.

Задачи гистологии, цитологии и эмбриологии:

  1. Изучить закономерности строения тела человека с помощью методов микроскопического и ультрамикроскопического исследования с учетом новых научных данных, методологических и теоретических концепций, необходимых для формирования клинического мышления врача общей практики.
  2. Привить студентам умение самостоятельного чтения гистологических препаратов и электронограмм, понимания, объяснения и обобщения конкретных сведений о микроскопических и субмикроскопических структурах и их значении в гистофизиологических процессах, протекающих в организме, их прикладном значении в клинике.
  3. В процессе преподавания гистологии, эмбриологии и цитологии воспитывать у студентов гражданские качества и врачебные этические нормы поведения: добросовестное отношение к труду, обязательность в исполнении своего долга, стремление к углубленному изучению медицинских дисциплин во имя блага больного человека, опрятность и аккуратность в ведении документации гистологических наблюдений, понимание роли знаний по предмету в последующей общемедицинской и профессиональной клинической подготовке врача общей практики.

 Требования к уровню подготовленности (знаниям, умениям, навыкам)

После окончания изучения фармакологии бакалавр должен иметь представление:

  1. об особенностях взятия материала для гистологического исследования, способы фиксации тканей;
  2. о пространственных взаимоотношениях тканей в составе органов;
  3. о морфологии стареющих клеток, механизмах их старения и гибели.

Должен знать:

  1. особенности строения, функции и возрастные преобразования структуры клеток в живом организме;
  2. возрастную периодизацию жизни человека, общие закономерности и этапы пренатального и постнатального развития;
  3. источники развития, особенности строения и функции, возрастные изменения основных типов тканей;
  4. особенности тканевого состава всех систем органов человека в развивающемся и зрелом организме;
  5. понимать вопросы регенерации тканей и ее особенностей в связи с возрастом;
  6. определять под микроскопом структурные элементы клеток и тканей в составе органов, ориентироваться в их функциональном назначении;
  7. “читать” электронограммы клеток и неклеточных структур тканей и органов.

Должен иметь навыки:

  1. Микроскопирование гистологических препаратов.
  2. Подсчет лейкоцитарной формулы в мазке крови, ее анализ.
  3. Решение ситуационных задач.
  4. Чтение научной литературы и написание кратких рефератов.

Взаимосвязь гистологии с другими дисциплинами учебного плана и ее место в системе здравоохранения

Гистология, эмбриология и цитология тесно связана с такими дисциплинами учебного плана, как медицинская биология и генетика, анатомия человека, нормальная физиология, биологическая химия, патологическая физиология, патологическая анатомия, и другими клиническими дисциплинами. Предмет является промежуточным звеном, мостом, соединяющим медико-биологические фундаментальне дисциплины, изучаемых как в академических лицеях и колледжах, так и в медицинских вузах, с клиническими науками.