ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ И ЦИТОЛОГИЯ
Согласно Государственным стандартам Высшего образования дисциплина “Гистология, эмбриология и цитология” включена в области “Педагогика” ва “Здравоохранение” и состоит из разделов: цитология, эмбриология, общая и частная гистология. Гистология с цитологией и эмбриологией является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача общей практика. Гистология – наука об общих закономерностях, присущих тканевому уровню организации и конкретных особенностях тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием понимания механизмов их адаптации при воздействии различных биологических, физических, химических и других факторов. Объектом изучения являются живые и фиксированные клетки и ткани, их изображения, полученные в световом и электронных микроскопах.
Прогресс современной гистологии в значительной степени определяется тем, что она основывается на достижениях физики, химии, математики, информатики. Гистология занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии.
Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины — формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний о структурной организации процессов жизнедеятельности на клеточном , тканевом и органном уровнях, раскрытие закономерностей их развития и в связи с этим — возможности целенаправленного воздействия на них.
Задачи гистологии, цитологии и эмбриологии:
- Изучить закономерности строения тела человека с помощью методов микроскопического и ультрамикроскопического исследования с учетом новых научных данных, методологических и теоретических концепций, необходимых для формирования клинического мышления врача общей практики.
- Привить студентам умение самостоятельного чтения гистологических препаратов и электронограмм, понимания, объяснения и обобщения конкретных сведений о микроскопических и субмикроскопических структурах и их значении в гистофизиологических процессах, протекающих в организме, их прикладном значении в клинике.
- В процессе преподавания гистологии, эмбриологии и цитологии воспитывать у студентов гражданские качества и врачебные этические нормы поведения: добросовестное отношение к труду, обязательность в исполнении своего долга, стремление к углубленному изучению медицинских дисциплин во имя блага больного человека, опрятность и аккуратность в ведении документации гистологических наблюдений, понимание роли знаний по предмету в последующей общемедицинской и профессиональной клинической подготовке врача общей практики.
Требования к уровню подготовленности (знаниям, умениям, навыкам)
После окончания изучения фармакологии бакалавр должен иметь представление:
- об особенностях взятия материала для гистологического исследования, способы фиксации тканей;
- о пространственных взаимоотношениях тканей в составе органов;
- о морфологии стареющих клеток, механизмах их старения и гибели.
Должен знать:
- особенности строения, функции и возрастные преобразования структуры клеток в живом организме;
- возрастную периодизацию жизни человека, общие закономерности и этапы пренатального и постнатального развития;
- источники развития, особенности строения и функции, возрастные изменения основных типов тканей;
- особенности тканевого состава всех систем органов человека в развивающемся и зрелом организме;
- понимать вопросы регенерации тканей и ее особенностей в связи с возрастом;
- определять под микроскопом структурные элементы клеток и тканей в составе органов, ориентироваться в их функциональном назначении;
- “читать” электронограммы клеток и неклеточных структур тканей и органов.
Должен иметь навыки:
- Микроскопирование гистологических препаратов.
- Подсчет лейкоцитарной формулы в мазке крови, ее анализ.
- Решение ситуационных задач.
- Чтение научной литературы и написание кратких рефератов.
Взаимосвязь гистологии с другими дисциплинами учебного плана и ее место в системе здравоохранения
Гистология, эмбриология и цитология тесно связана с такими дисциплинами учебного плана, как медицинская биология и генетика, анатомия человека, нормальная физиология, биологическая химия, патологическая физиология, патологическая анатомия, и другими клиническими дисциплинами. Предмет является промежуточным звеном, мостом, соединяющим медико-биологические фундаментальне дисциплины, изучаемых как в академических лицеях и колледжах, так и в медицинских вузах, с клиническими науками.